Стать лучшими
В системе среднего профессионального образования Томской области готовятся к выходу на международный уровень качества подготовки специалистов
Несмотря на региональную специфику, рынок труда Томской области в целом достаточно типичен для России. Потребность в инженерных кадрах невысока, и здесь, как правило, требуются сотрудники с опытом и высокой квалификацией. Куда больше нужны рабочие (причём работодатели часто готовы брать их без опыта с условием обучения в процессе производства) практически во всех промышленных сферах, - почти 75 процентов совокупной потребности предприятий составляют именно они. Особенно «задыхаются» строительство и сельское хозяйство. Туда же можно отнести машиностроение, производство электротехнической продукции. Даже в нефтегазовом секторе, где традиционно достойные зарплаты, существует кадровый голод. Где выход?
Заместитель начальника департамента среднего профессионального образования Николай ГОРЮНОВ ответил на вопросы о подготовке рабочих кадров Татьяны НАРАЕВОЙ, главного редактора «РС».
- Николай Павлович, сегодня много говорят об изменениях в сфере начального и среднего профессионального образования в Томской области, начавшихся пару лет назад с приходом новой команды в руководство вашего ведомства. В чём смысл этих изменений?
- Собственно, мы уже рассказывали о формировании образовательных кластеров, которые географически и организационно опираются на потребности рынка труда. К тому же укрупнение образовательных учреждений должно, по нашему мнению, привести к концентрации материально-технических, методических и кадровых ресурсов в сфере подготовки специалистов того или иного профиля. Так возникли межмуниципальные многоуровневые образовательные учреждения в Асине, Мельникове, Кривошеине. Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса с его доминантой в обучении специальностям лесопромышленного комплекса призван обеспечить кадрами свой район, а также соседние Тегульдетский и Первомайский районы. Мельниковский промышленно-коммерческий техникум со временем станет базой для подготовки ветеринаров, агрономов, других нужных селу специалистов. Что касается Кривошеинского агропромышленного техникума, возникшего при слиянии ПУ-23 и местного филиала Томского экономико-промышленного колледжа, то здесь, помимо прочих дисциплин, уже начали осваивать модули, направленные на развитие предпринимательских компетенций, чтобы сформировать на селе класс людей, настроенных на самозанятость в части производства и переработки сельскохозяйственной продукции, заготовки и переработки дикоросов и так далее. Под эти цели на базе техникума организовали молодёжный бизнес-инкубатор. И планов у будущих предпринимателей - громадье! Также формируются Центры превосходства - образовательные учреждения СПО с мощной базой подготовки специалистов. Это Томский государственный промышленно-гуманитарный колледж, Томский техникум водного транспорта и судоходства, Томский автомобильно-дорожный техникум и ряд других.
- Жаль, что при укрупнении часть учебных заведений не сохранятся в прежнем виде - в Молчанове, Бакчаре, Первомайском...
- В этих населённых пунктах нами предлагается изменить статус учреждения начального профессионального образования на Учебный центр профессиональной квалификации - новый тип учебных заведений, где люди будут получать профессиональные компетенции без изменения уровня образования. Мы уже проводим предварительную работу с профильным департаментом по организации получения среднего общего образования несовершеннолетними слушателями, осваивающими программы профессионального обучения в таких центрах. УЦПК также смогут реализовывать программы профессионального обучения для взрослого населения, способствуя снижению напряжённости на рынке труда. И, кстати, подобные центры могут быть организованы как структурные подразделения учреждений профессионального образования. Техникум прикладных строительных квалификаций (бывшее ПУ-27), например, уже разрабатывает короткие программы обучения по рабочим профессиям, чтобы помочь строительной отрасли в быстрой подготовке кадров, которых сегодня там требуется около тысячи по области.
- К вопросу об актуальных вакансиях: список жизненно необходимых - ни для кого не тайна. Будет ли увеличиваться количество бюджетных мест в системе СПО по наиболее востребованным специальностям?
- Увеличение количества бюджетных мест - далеко не главная проблема. Вопрос не в этом. Он уходит корнями в целый блок острейших социальных проблем. Решение о поступлении молодого человека или девушки в то или иное учебное заведение по конкретной профессии, специальности зачастую принимают родители. А они, к сожалению, в большинстве случаев реагируют на громкие рекламные обещания, внешне респектабельную «упаковку» профессии, чем на реальные потребности рынка труда. К тому же, вы знаете, труд рабочего на многих предприятиях оплачивается весьма скромно, что также отталкивает потенциальных работников. Так что - увы! - мероприятиями только системы профессионального образования, выраженными в увеличенном объёме подготовки кадров определённого направления, этих вопросов не решить. Необходимы значительные усилия всех заинтересованных сторон в повышении престижа и привлекательности рабочих профессий.
- ...Но будете влиять на ситуацию?
- Конечно, мы не собираемся прятаться от задач, стоящих перед нами, и оправдываться общими негативными тенденциями в экономике. Например, разворачиваем полномасштабную деятельность Центра культуры и творчества молодёжи, куда чуть более месяца назад пришла молодая, энергичная команда. Сейчас идёт разработка новой стратегии работы, которую вскоре мы будем готовы представить, в том числе по вопросам профориентации, с использованием инструментов по повышению престижа рабочего человека. В этом нам поможет ещё одно направление или даже событие, - о чём нельзя не упомянуть. Дело в том, что в 1946 году в Европе появилась международная некоммерческая организация World Skills International, цель которой - популяризация рабочих профессий и повышение уровня профессионального мастерства. В 1950-м прошёл первый конкурс WSI с привлечением 24 участников из двух стран мира в возрасте от 18 до 23 лет, и с тех пор проводится каждые два года, собирая многие десятки стран и тысячи желающих принять участие. Россия присоединилась к этому движению лишь 17 мая 2012 года, и уже 21 сентября того же года в Самаре прошли первые отборочные соревнования WSR (World Skills Russia) по трём компетенциям с участием 60 молодых специалистов. Так вот, пару недель назад, с 1 по 4 апреля, открытый региональный этап такого конкурса прошёл в Экспоцентре Новосибирска. Команды со всего Сибирского федерального округа состязались за право быть лучшими по десяти компетенциям. И в номинации «Веб-дизайн» одним из призёров (второе место) стал Виталий Злобин, студент третьего курса Томского техникума информационных технологий. А победители, между прочим, поедут на всероссийский этап в Казань в мае. Мировой турнир на этот раз состоится летом 2015-го в Сан-Паулу (Бразилия).
- В общем-то, конкурсы профессионального мастерства для нас - не новость...
- Это не просто конкурс. Если у нас проводится, например, «Царство вкуса», то главное - сделать самый красивый торт, чтобы жюри просто обомлело от восторга. А на WSI оценивается всё: технология процесса, организация рабочего места, выбор ингредиентов, умение использовать оборудование, калорийность продукта, при какой температуре и как подаётся блюдо, внешний вид участника и так далее. Иногда список критериев оценки достигает 700 пунктов! Причём критерии дорабатываются и меняются практически ежегодно.
- А судьи кто?
- По правилам WSI, каждый участник конкурса приезжает с одним сопровождающим и одним экспертом. Вот эти эксперты и проводят оценку участников, причём всю совокупность критериев разделяют между ними таким образом, что каждый отвечает за свой участок, а итоговая оценка формируется как сумма экспертных оценок. На национальном и международном этапах имеются специальные эксперты, делегированные странами. Разработка критериев оценки компетенций по формуле WSI осуществляется экспертами международного этапа.
- Представляю, каково готовиться участникам...
- Да, подготовка занимает немало времени, и её проведение обязательно скажется на учебном процессе в целом учреждения профессионального образования. Не так-то просто достичь мирового уровня в компетенции. К счастью, во ФГОСах есть небольшой региональный компонент, который отдаётся «на откуп» нестандартному, творческому подходу. Здесь и можно будет образовать нишу для формирования компетенций, соответствующих международным требованиям. И даже если мы не будем побеждать в этом конкурсе, общий уровень подготовки специалистов неминуемо вырастет, поскольку преподаватели будут ориентироваться на требования мирового стандарта и вносить изменения в содержание основной профессиональной образовательной программы. А как вырастет в целом престиж рабочих профессий! Хочу добавить, что конкурс всегда обставляется как красочное шоу, большой праздник труда. В Новосибирский Экспоцентр на него автобусами подвозили школьников. Они становились зрителями, получали массу самых ярких впечатлений, которые, согласитесь, являются лучшей наглядной агитацией в пользу рабочих профессий. Никакие вербальные убеждения не сравнятся с этим эффектом. Поэтому наш департамент уже приступил к согласованию организационных процедур по вступлению Томской области в движение WSI, и мы покажем всему миру, на что способна наша система профессионального образования!